09 июля 2021 года
«Когда будут новые трамваи, люди потянутся к этому виду транспорта»

Модернизация рельсового хозяйства и закупка новых вагонов в рамках концессионного соглашения с городской администрацией позволит удвоить пассажиропоток трамваев в Таганроге, рассчитывает гендиректор компании «Синара — Городские Транспортные Решения» Евгений Васильев. В сентябре ООО «Синара — ГТР Таганрог» начнет перевозки по одному из маршрутов. Сейчас на нем идет замена рельсов, а в августе в Таганрог прибудут первые из 10 новых трамваев. Полностью завершить реализацию концессионного соглашения планируется в сентябре 2022 года.
«Когда будут новые трамваи, люди потянутся к этому виду транспорта»Евгений Васильев

N: — На каком этапе сейчас проект модернизации инфраструктуры таганрогского трамвая?

Е.В.: — Сейчас работы ведутся по третьему маршруту трамвая: демонтируются пути на ул. Фрунзе, на ул. Ленина подрядчик начал подготовку к укладке нового рельсового полотна. Технические решения там применяются в целом типовые. Планируется, что в полную силу работы начнутся в начале июля. «ВЭБ.РФ» готов предоставить опережающее финансирование в размере примерно 30% от общей стоимости проекта, это позволило нам оперативно начать работу и рассчитывать, что все будет закончено в срок.

N: — Согласно концессионному соглашению, проект разбит на два этапа. Во время своего недавнего визита в Таганрог губернатор Ростовской области Василий Голубев заявил, что первый этап планируется завершить уже этой осенью. Что он в себя включает?

Е.В.: — В сентябре мы намерены возобновить движение трамваев по третьему маршруту. Это первый этап проекта, который включает в себя реконструкцию путей на улицах Ленина и Фрунзе, о которых я говорил выше, а также ремонт трех тяговых подстанций и частичный ремонт трамвайного депо, а также поставку 10 новых трамваев. 21 июня завершилось голосование по выбору раскраски новых трамваев — горожане выбрали красный вариант с белыми полосами. Мы отправили производителю карту раскраски и планируем, что первый трамвай прибудет в Таганрог в начале августа.

N: — Новые трамваи будут сразу выходить на линию?

Е.В.: — Нет, выпускать новые вагоны на старые рельсы мы не будем. У нас в концессионном соглашении прописан фиксированный объем расходов на эксплуатацию трамвайной инфраструктуры Таганрога в течение 30 лет. Это значит, что мы должны содержать ее в таком состоянии, чтобы минимизировать расходы на ремонт и при этом обеспечить качество услуг. Трамвайные пути в Таганроге сегодня в довольно плачевном состоянии, и повреждения, которые могут получить из-за этого новые вагоны, почти наверняка окажутся негарантийными случаями. Так что летом мы будем класть новые пути самого современного уровня, как в Москве. И только после этого, уже в сентябре, первый трамвай пойдет по регулярному маршруту, перевозчиком на котором будет уже не ТТУ, а концессионер.

N: — В какие сроки планируется завершить второй этап проекта?

Е.В.: — В сентябре 2022 года. К тому времени будут реконструированы оставшиеся пути и подстанции, завершен ремонт депо и прибудут еще 50 трамваев.

N: — Какая часть запланированных инвестиций уже освоена и из каких источников поступили эти средства?

Е.В.: — Как я сказал выше, мы договорились получить опережающее финансирование от «ВЭБ.РФ» в размере 30% от общей стоимости проекта, на эти средства ведутся ремонты трамвайной сети. Холдинг «СТМ» также вложил собственные средства в изготовление первых трамваев. Мы идем в графике и готовы выдержать ранее заявленную этапность, сроки и сметную стоимость. Нам также очень помогает администрация Таганрога, оперативно подготовившая документацию и предоставившая в аренду земельные участки, на которых сейчас прокладываются новые трамвайные пути.

N: — Общий объем инвестиций по проекту концессионного соглашения составляет 11,8 млрд рублей. Как формировалась эта сумма?

Е.В.: — Это момент, который достаточно регулярно приходится разъяснять. Все суммы в рамках соглашения подбирались таким образом, чтобы действующий тариф на проезд в таганрогском трамвае, который сейчас составляет 20 рублей, с учетом возможности его повышения в пределах инфляции был экономически обоснованным.

Вы правы, финансирование проекта устроено следующим образом: из общего объема инвестиций, который составляет 11,8 млрд рублей, 6,85 млрд рублей выделяет федеральный бюджет, 2,58 млрд рублей идут за счет субсидий региона, остальное должен привлечь концессионер. Собственные траты местного бюджета составят около 140 млн рублей.

Механизм государственно-частного партнерства позволяет городу привлечь в проект длинные деньги на очень выгодных условиях — в нашем таганрогском проекте инвестор получает возврат своих вложений в течение 25 лет, и они компенсируются за счет выручки от перевозок пассажиров.

N: — Вы уже получили средства от «ВЭБа»?

Е.В.: — Еще нет, но рассчитываем получить их в ближайшее время.

N: — Учитывая долгую окупаемость проекта, для группы «Синара» такие проекты — бизнес, или они про что-то другое?

Е.В.: — Я бы сказал, что это комплексная история. И социальная, и историческая значимость данного проекта велика. Но в него также, безусловно, заложена и определенная доходность, иначе частному бизнесу было бы не интересно участвовать в таких инициативах — брать на себя ответственность, вкладывать собственные средства. Смотрите, финансовую модель нашего концессионного предложения верифицировали федеральные министерства финансов и транспорта, нас проверили со всех сторон, вдоль и поперек, и получившийся документ — результат устраивающего всех компромисса интересов и обязательств. Да, срок окупаемости очень большой, но мы готовы «играть вдолгую». Мы вкладываем собственные средства, но они возвращаются, пусть в течение 25 лет, но возвращаются. Речь не идет о каком-то убыточном активе. Вы в вопросе заметили, что этот проект не только про бизнес, и это правда: это в том числе история о том, как очень крупный бизнес делает какие-то интересные и социально значимые вещи. Обычно строят школы, бассейны и тому подобное, мы же пошли по более сложному и захватывающему пути.

N: — Таганрогское ТТУ в последние пять лет — хронически убыточное предприятие. За счет чего вы планируете повысить эффективность трамвайных перевозок в Таганроге?

Е.В.: — По нашему опыту, а также по данным проведенных нами исследований, основная проблема любых пассажирских перевозок заключается в том, что инфраструктура и подвижной состав приходят в упадок, и из-за этого люди пересаживаются на другие виды транспорта. Выручка падает, денег на эксплуатацию не хватает, образуется замкнутый круг, и предприятие постепенно умирает. Мы же планируем провести полную модернизацию трамвайной инфраструктуры. Имеющийся опыт показывает: когда будут новые трамваи, с кондиционерами летом и печками зимой, бесшумные, не раскачивающиеся из стороны в сторону, ходящие по расписанию, люди потянутся к этому виду транспорта.

У нас модель построена по-другому. Мы сделали комплексную транспортную схему и рассчитываем, что в июне или июле она будет утверждена муниципалитетом. По нашим оценкам, в настоящее время трамваи перевозят в Таганроге 9—11 млн пассажиров в год. В наших моделях пассажиропоток трамвая в Таганроге составит 20—21 млн поездок в год. Это абсолютно реальная цель и даже, можно сказать, пессимистичный прогноз. Согласно программе комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) и комплексной схеме организации дорожного движения (КСОДД), которые разработала компания Simetra, пассажиропоток трамваев может достигать 30 млн поездок в год. Это потребует некоторых мер со стороны администрации. В частности, нужна оптимизация транспортной сети в части устранения дублирования маршрутов разных видов городского транспорта. Например, по ул. Ленина ходят и автобусы, и троллейбусы, и трамваи. Оптимизировать эту ситуацию можно, если подвозить автобусами пассажиров до трамвайного кольца, откуда трамваи будут развозить их по городу.

N: — Как «Синара-ГТР Таганрог» будет работать с льготными категориями пассажиров?

Е.В.: — Льготные пассажиры, как и сейчас, будут ездить на трамваях, и на втором этапе проекта мы будем рекомендовать властям Таганрога — и вложим в это собственные средства — выпустить транспортные карты, в том числе для льготников, как это сделано во многих современных городах, включая Москву и Санкт-Петербург. Уже на первом этапе мы установим в каждом трамвае терминал по приему наличных и выдаче чеков. Также будет безналичная оплата с помощью карты, телефона, часов, чего угодно, а также транспортной карты.

N: — Жители Таганрога часто высказывают обеспокоенность состоянием коммуникаций, пролегающих под трамвайными путями. Проект модернизации трамвая это как-то учитывает?

Е.В.: — При проведении работ незначительную часть коммуникаций мы меняем, еще часть — защищаем, с остальными ничего не делаем. Наши действия зависят от глубины залегания сетей и технических условий ресурсоснабжающих организаций. Максимальная глубина «корыта» под укладку трамвайных путей — метр. Иногда на этой или меньшей глубине проходят какие-то сети. В основном, в «пироге» оказываются линии связи, иногда — газовые трубы, протянутые к частным домам. Их мы должны либо заменить, либо заглубить, либо накрыть плитами или коробами.

N: — Когда вы изучали транспортную схему Таганрога, должно быть, заметили, что густонаселенные спальные районы города, например, ПМК и Русское Поле, не охвачены трамвайными линиями. Вы не рассматривали возможность в дальнейшем расширить трамвайную сеть в Таганроге?

Е.В.: — Мы изучали возможности дальнейшего развития, и с названными вами районами связаны очень оптимистичные сценарии, предусматривающие обслуживание этих направлений путем продления трамвайных линий или троллейбусами. Но сейчас, по имеющемуся соглашению, мы занимаемся тем, что на данный момент нам предложили сделать. В ближайшее время ожидается презентация обновленных КСОДД и ПКРТИ Таганрога, которые представляют собой фактически цифровую модель транспортной системы города. В ней отображается, сколько и куда людей ездит, а также какое количество и каких транспортных средств нужно, чтобы это количество пассажиров перевезти. Если со стороны города и региона будет соответствующий запрос, изучим варианты расширения концессии.

N: — Есть ли планы реализовать проект по модернизации трамвайной инфраструктуры в Ростове?

Е.В.: — Когда ты вместе с регионом, с конкретными людьми в органах власти проходишь вместе большой путь, чтобы отработать один сложный проект, то реализовать с ними следующий уже намного проще. Мы посвятили много времени общению с региональными и муниципальными структурами по согласованию проекта в Таганроге. Поэтому теоретически, думаю, проделать такую же работу в Ростове будет легче. Потенциально это проект очень интересный, но и очень дорогой. Объем концессионного соглашения в Таганроге — 11,8 млрд рублей. При этом население города — 250 тыс. человек, а суммарная протяженность трамвайных линий — 45 км путей. В Ростове больше 100 км путей и 100 единиц подвижного состава, есть эстакады, мосты и т. д. Проект получается в разы объемнее. Пока у нас есть только предварительные расчеты и начальная стадия переговоров, но если все сложится, то я бы очень хотел в нем участвовать.

Источник: Город N